23 июня, 2011

Традиции северного деревянного зодчества

Деревянный русский дом вновь популярен. О нем не только пишут книги и снимают фильмы. Он не только герой Интернета. Главное – его вновь возводят, заказывают, и в него переселяются всерьез и надолго.

Верится, что уходит время эстетически уродливых теремков с башенками, оставшихся нам от эпохи «новых русских». Приходит время естественной красоты, проверенных веками технологий и здоровой среды деревянного жилища.

В течение многих веков народная мудрость отбирала наиболее целесообразные строительные приемы, архитектурно-конструктивные формы, оптимальную планировку и подлинную эстетику.

Конечно, традиционную русскую избу не возродишь в том виде, в каком она была в прошлых веках. Время ушло далеко вперед и его, как известно, повторить невозможно. У нынешних зодчих в руках современная техника, новые материалы, другие возможности и, что очень важно, иные представления о комфорте. И все же - в новом русском деревянном доме, уверен, есть место и для многовековых русских традиций домоустройства.

Напомню о некоторых из них.


Органичное единение с окружающей средой


При строительстве нового дома всегда большое значение придавалось выбору места. Крестьяне выбирали место сухое, высокое, светлое. Ценилось, если из окон дома будет видна вода, например, речка. Чистота водной глади напоминала о покое, отражала небо, вносила в окружающее пространство особую лиричность.

Важно, чтобы новый дом не мешал другим – не закрывал соседям солнце или вид на озеро, поле или лес. Неплохо, если дом будет стоять «вполгоры», то есть на солнечном склоне холма.

Учитывалась и ритуальная ценность места: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, прошедшее проверку временем, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными считалось место, где прежде были захоронения, где когда-то проходила дорога или стояла баня.

В деревянных домах с особой силой ощущалась связь с природой. Избы в деревнях не обшивали тесом и их не красили. Никакая облицовка не сравнится с естественным видом дерева. Люди умели видеть особую красоту в неровности обтесанного бревна, в его прожилках и трещинках, в узорах вокруг сучков. Старики любили погладить отшлифованные временем старые бревна, они были теплыми и, казалось, хранили память об ушедшем времени, о живших здесь предках.

Интересно, что у деревянных изб даже цвет менялся в зависимости от погоды, сезона или времени суток. Солнышко выглянет - и дом становится теплым, медовым. За тучкой скроется - как метал драгоценный серебрится. Вечером - приобретает коричневый, почти черный оттенок, а вот утром - наоборот, светлеет, голубеет.


Брус, глаголь, кошель и другие


По наблюдениям историков русского деревянного зодчества в зависимости от соотношения жилой и хозяйственной части можно выделить следующие типы домов.

«Брус» — дом с однорядной связью, покрытый двускатной симметричной крышей. Часто встречается разновидность таких домов — «брус с уширенным сараем», в которых хозяйственная часть значительно шире избы, а в образовавшемся углу размещается взвоз. При подобном положении скаты крыши получают не только разные уклоны, но и разную длину.


«Глаголь» — дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и позади сеней. В плане «глаголь» напоминает букву «Г» (отсюда и название типа). Чаще всего такие дома перекрываются разноскатной с общим коньком крышей, над жильем симметричной, а над сенями и хозяйственной час­тью асимметричной.


"Кошель" - жилище, где изба и двор стоят рядом, покрытые общей двухскатной кровлей. "Кошелем" русские называют большой берестяной короб. Применительно к дому этот термин обозначает его вместимость, большие размеры.


«Т-образная связь» — жилой дом, состоящий из двух срубов и разделенный по центру сенями, он развернут длинной стороной к улице, а хозяйственный двор торцом примыкает к противоположной стороне избы, прямо против сеней. В плане такая изба имеет форму буквы «Т». Подобная связь дома-двора получила широкое распространение на Каргополье. Каргопольские дома имели характерную особенность: жилая часть в них устраивалась «на две избы». Избы «о двух стопах» (местное название) были характерны и для двухрядной связи с параллельным расположением жилья и двора.


Максимум естественной красоты и минимум искусственного декора


Основным строительным материалом были бревна. Обычно на постройки шла мелкослойная кондовая сосна, но в северных районах предпочтение отдавалось лиственнице из-за ее смолистости, хорошей сопротивляемости гниению, прямизны и сравнительной легкости раскалывания по слоям. Бревна обычно брали длиной 8—10 м, диаметром от 25 до 70 см, причем бревна для наружных стен выбирались толще, нежели для внутренних.

Обработка архитектурных деталей характерна предельной сдержанностью. Простота и строгость становится понятной, если принять во внимание, что все работы по возведению и отделке зданий выполнялись одним топором. Вплоть до Петровской эпохи плотники не знали слова «строить», они — рубили, и поэтому летописи называли их «рубленниками».

И тем не менее, в старинных домах можно увидеть немало совершенных по стилю, эстетике и конструкции декоративных элементов.

На выпусках нижних бревен вспомогательных стен устраивались богато украшенные балконы — «выходы», иногда и с чисто декоративными целями. Высоко поднятые над землей, с подклетями, северные избы требовали для входов в них крылец, устройству которых в общем архитектурном решении дома уделялось большое внимание.
Ажурной резьбой украшались балконы, наличники со ставнями, крыльца с перилами, кровля, фронтоны изб. Концы выступающих бревен крыши избы - охлупни украшались скульптурной резьбой, вырезались коньки, птицы.

  

Резьба и роспись использовались не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Расписывались перегородки комнат, шкафы, двери, посуда. Круг сюжетов и орнаментов был весьма разнообразен: растительные и геометрические узоры, изображения птиц, животных, изображения людей, сцены из крестьянской жизни.


Горизонтальный силуэт


Размеры старого крестьянского дома на Русском Севере были велики. Главный фасад в избе-четырехстенке определялся размером ходового бревна и составлял 8—9 м, в пяти- и шестистенках блокировка срубов позволяла увеличить фасады до 13—14 м. При глубине домов с хозяйственным двором в 20—24 м изба выглядела внушительным сооружением.

Но при всей своей монументальности избы не нарушали равнинный, пологий ландшафт северного пейзажа. Они, наоборот, гармонировали с ним, повторяя своим силуэтом его спокойный рисунок. Это достигалось за счет пологих скатов кровель с большим выносом.

Разрывать горизонтальность линий позволялось лишь храмам, устремленным к небу и напоминающим о мире «горнем», да еще, пожалуй, ветряным мельницам, вызывающая вертикальность которых была вызвана «производственной необходимостью».

Дом не вступал в конфликт с ландшафтом, не портил его и не разрушал природную гармонию. Он становился его естественной частью.


Символика пространства


В основе планировки северного жилища лежит принцип простоты и удобства. Неразделенное пространство интерьера было разделёно на определённые зоны. Царило правило – у каждого свое место и у каждого свое дело. Вдоль стен располагались лавки – место отдыха и рукоделья, задушевной беседы и семейных ритуалов. Главную роль в интерьере играла печь, определяя расположение всех остальных элементов внутреннего пространства избы. В большинстве случаев она располагалась сбоку от входа в избу, не привлекая к себе внимания, и устьем была обращена в сторону фасадной стены. По диагонали от печи находился красный угол, в котором висели иконы, размещались стол и скамьи. Здесь за столом собиралась вся семья за будничными трапезами, здесь же отмечались все торжественные события. У противоположной стены рядом с печью находилась хозяйственная часть – бабий кут с посудой и хозяйственной утварью.

Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

Верили, что лучше, если стены будут состоять из нечетного числа бревен, поскольку такое число считалось счастливым. Все, что разрывало стены (двери, окна), оберегали особыми знаками. Над дверьми снаружи помещали крест, который вырезали из дерева в крещенский сочельник.

Особое значение придавали порогу – рубежу между миром внутренним и внешним. Порог переступали с молитвой и крестным знамением. Через порог не здоровались и не разговаривали.

Окна защищали изображениями, например – солнечных лучей (напомним, что в храме расходящимися лучами солнца нередко символически изображается Дух Святой). Окна – глаза дома. Они должны быть чистыми. Из них запрещалось выливать воду и бросать мусор, так как у окна мог находиться ангел-хранитель.


Печь


Печь в деревянном доме – основа основ.

Во-первых, как уже говорилось, она разделяет помещение на жилое, спальню и бабий кут, т.е. разделяет функционально, но не отделяет.

Во-вторых, она создает в каждой функциональной зоне избы свой тепловой режим. На печи теплее всего – для стариков, больных, младенцев; на полатях – тепло и самый чистый воздух – детишкам; у дверей прохладнее всего, больше вентиляции – рабочее место; умеренно тепло у стола – здесь еда, развлечение, отдых.

В-третьих, пища, приготовленная в печи, – самая здоровая: не жарит, а парит и печет (даже блины пекут, а не жарят), пища в ней не подгорает, а «доходит».

Печь помогает избавляться от вирусов, от простуды.

Имеет она и воспитательное значение. У бабки или деда вместе с внучатами на печи всегда есть место. Там дед и баба у дела – нужны, любимы, ценимы, не чувствуют одиночества и заброшенности. Основы веры и морали, жизненной мудрости и многое другое внушалось малышам на печи...

Полати - для ребятишек. Там, наверху, воздух самый теплый и чистый. Ребенок лезет на полати с удовольствием, там же вступает в диалог со сверстниками, сквозь дрему участвует в вечерней жизни семьи, глядя вниз и слушая беседу старших, присутствует, не путаясь под ногами, на семейном торжестве, свадьбе или посиделках.

Кто у печи – у того и власть в доме. Самой сноровистой, смекалистой, обходительной и, главное, доброй, справедливой и отзывчивой была большуха – хозяйка дома.


Дом не бывает одиноким


Изба, являлась центром крестьянского двора, в который также входили другие хозяйственные постройки: хлев, овин, ледники, амбары, бани.

Отдельно следует сказать об амбарах. Они предназначались для хранения зерна, продуктов, охотничьих и рыболовных принадлежностей, домашней утвари и наиболее ценных вещей. Амбар, представляя собой весьма простое сооружение, в то же время являлось очень удобным продуманным устройством. Расположенные в амбаре сусеки, были устроены так, что взятое определенное количество содержимого восполнялось вновь, поступая в отсек сусека самотеком.

Амбары иногда ставились на столбах-сваях, чтобы спасти зерно от грызунов. Как правило, амбар располагался у домов на виду, так, чтобы дверь амбара можно было видеть из окон или из дверей. Иногда амбары в целях сохранности имущества в случае пожара, выносились за пределы поселения - группировались у въездов в селение, образовывая своего рода "амбарные городки".

Бани располагались подальше от жилых построек. Как известно, они были многофункциональными постройками, предназначенными для разного рода интимных жизненных дел. В них не только парились и мылись. В бане лечились, совершали ритуальные омовенья (например, мыли невесту перед венчанием). В бане рожали и гадали.

Изба, двор, амбары, баня и другие постройки все вместе составляли уникальное явление русской повседневной культуры – усадебный комплекс, целостность практическая и художественная целостность которого важна и сегодня.


Итак,

русская деревянная изба - это веками обдуманная, выверенная, обжитая и духовно наполненная простота. Это рационализм в сочетании с художественным началом. Это максимум разумного комфорта, уюта и тепла. Это идеально использованные объемы. Это место труда и отдыха, форма и способ существования семьи.


Отправить сообщение другу

Найден интересный проект по адресу на новой электронной торговой площадке:

http://www.etp-sd.ru/articles/id2565

Вернуться к списку статей

Вход в личный кабинет